Где же ты, Тисовое ущелье?

Иллюстрированное описание похода
2023 год


04 октября (среда): десятый день

Куш-Кая - хр. Кокия-Бель - трасса - пов. на Алсу - Черноречье - р. Чёрная

Пройденное расстояние: 23,45 км
Суммарная высота подъёма: 226 м
Старт: 07:41, финиш: 11:08, время в движении: 2 ч 20 м
Максимальная скорость движения: 47,9 км/ч

Несмотря на высоту ночёвки в 650 метров над уровнем моря, температура не опускалась ниже 12 градусов (). Проснулся, как всегда, до рассвета, поэтому удалось застать этот момент с фотоаппаратом в руках (). После традиционных утренних процедур свернул палатку и тронулся в обратный путь (). Сегодня решил ехать не по вчерашней колее (), а на подъёме повернуть направо, чтобы сразу выехать на асфальт. Действительно, твёрдое покрытие появилось почти сразу после поворота, но часть дороги было засыпано кучами гравия, поэтому пришлось аккуратно идти пешком - вдоль обочины росло много колючих кустов. Один куст зацепился за мою кепку, и я не заметил, что вместе с кепкой слетели и очки. Но вовремя опомнился, вернулся на несколько сот метров назад и нашёл пропажу.

После гравия пошла нормальная дорога (), и я с удовольствием скатился по хребту до вчерашнего шлагбаума. Опять перешёл шоссе и поехал в сторону Севастополя (). У Гончарного остановился, чтобы выпить горячего кофе, а то при спуске просквозило до мурашек. Потом вспомнил, что за селом начинается старое Севастопольское шоссе. Решил проверить: перешёл на другую сторону - там был съезд, но дороги, как таковой, не было (). Была только узкая тропочка, поросшая шиповником и ежевикой. Прокалывать колёса и царапаться было не охота, и я вернулся на трассу и под горочку, буквально за десять минут долетел до поворота на Алсу. Было решение поехать на речку Чёрная через Черноречье, и я повернул направо ().

По этой дороге мы проезжали в прошлом году, но теперь я решил поехать по правой дороге (), рассчитывая, что она будет лучше прошлогодней. Но нет - тот же крутой спуск, те же живые камни вперемешку с пылью (). Пришлось на таком участке спускаться пешком.

В селе зашёл в магазин. Купил пива, хлеба, консервов, печенья, а про воду забыл... Вспомнил, только когда переправился на левый берег Чёрной и выехал из села. В этот раз я решил прокатиться по этому берегу, чтобы посмотреть на некоторые объекты. А воду буду набирать из реки.

После пересечения сухого русла речки Сухая () (название себя оправдало) я попал под прямую наводку артиллерийского орудия (это если бы ехал во время войны). Сейчас ДОТ пустовал и не оказал мне никакого сопротивления (). Здесь я повернул налево и вскоре подъехал к ещё одному историческому объекту - железнодорожному мосту (). Он тоже был недействующий, и непонятно, был ли он когда-нибудь в рабочем состоянии. Судя по карте, эту ветку строили к площадке горно-дробильной фабрики, чтобы вывозить породу от объекта 221. Возможно, что эти подъезные пути так и не достроили, как недостроили и сам объект ЗКП, но мост остался и стоит по сей день.

Далее я продолжил путь по несуществующей железнодорожной колее () до акведука, перешёл по нему на правый берег и выехал на большую поляну, на которой мы ночевали в 2022 году (). Я специально приехал пораньше, чтобы успеть постирать свои футболки, поэтому поискал место поближе к реке. Такое место нашлось, правда, довольно пыльное (), из-за чего место под палату выбрал поближе к кустам. Так и палатка меньше бросается в глаза, и защита с трёх сторон.

Для начала проверил воду: набрал из реки () полную баклажку, посмотрел на просвет - чистая, холодная, без запаха... После кипячения вполне годится в пищу. А для стирки за водой пришлось ходить несколько раз, чтобы хорошо прополоскать вещи.

Поначалу меня никто не беспокоил, и я с удовольствием разгуливал по полянке в одних трусах. Но потом появилось стадо баранов, которые важно прошествовали по поляне в сторону села (). Затем приехал парень на мотоцикле, но увидев меня, замешкался и ретировался. Потом прямо у палатки по тропе прошло целое семейство, но я заблаговременно спрятался внутрь. И на другом берегу тоже было какое-то шевеление, какие-то люди то приходили, то уходили, но - слава Богу - к вечеру всё успокоилось, и я снова остался наедине с природой (). Чтобы ненароком какой-нибудь баран (в прямом и переносном смысле) не наткнулся на мою палатку, натянул вокруг неё верёвку и повесил на неё пакеты, чтобы было видно. А как стемнело, залез внутрь и погрузился в царство Морфея.

Так выглядело место ночлега ранним утром Восход солнца над горами как всегда прекрасен Выезжаю с места ночлега по собственным следам Вид на перевал Ласпи и Байдарскую долину, укрытую туманом Выехал на военное шоссе у горы Кокия-Бель Трасса Севастополь-Ялта. Впереди - Гончарное Альтернативная дорога оказалась малопроезжей Панорама Гасфортовского озера и заброшенного горного комбината Развилка дороги на Черноречье. Поехал по правой колее Крутой спуск изобиловал крупными камнями Вид на село Черноречье от ДОТа Орудийный дот времён Великой Отечественной войны Полуразрушенный железнодорожный мост через реку Сухая Еду по несуществующей железнодорожной ветке Большая поляна около реки - место, где мы ночевали в 2022 году Тенистая поляна прямо у речки - место моего отдыха и ночлега Речка Чёрная - быстрая, холодная и прозрачная Мимо меня прошествовало большое стадо баранов Палатку поставил на краю поляны
Читать далее