Где же ты, Тисовое ущелье?

Иллюстрированное описание похода
2023 год


03 октября (вторник): девятый день

Оз. Старая Плотина - Орлиное - Тыловое - хр. Кокия-Бель - г. Куш-Кая

Пройденное расстояние: 17,23 км
Суммарная высота подъёма: 520 м
Старт: 8:42, финиш: 13:52, время в движении: 3 ч 09 м
Максимальная скорость движения: 41,1 км/ч

Ночь, как обычно, прошла спокойно, сигнализация не была потревожена. На заре мимо палатки прошествовало небольшое стадо коров, потом пришли лошадки (), а когда я решил позавтракать (), ко мне явился кот (). Учуяв запах колбасы, он стал рыться в моих использованных пакетиках от сублиматов, нашёл шкурки от колбасы и принялся жадно поедать их. Мне стало жалко кота, и я дал ему несколько кусочков нормальной колбасы.

Сегодня я не планировал геройствовать, поэтому не спешил с выездом (). Путь предстоял в основном по шоссе: через село Тыловое выехать на Севастопольскую трассу, доехать до начала хребта Кокия-Бель и по старой военной дороге подняться на вершину мыса Айя. Расстояние - не больше 20 километров. Вторая причина моей неторопливости было желание заехать в Орлиное и купить бутылку вина, продажа которого начинается с 10 часов. Также надо было запастись водой, так как неизвестно, есть ли вода в Демир-Капу-Чокраке, и доеду ли я до него.

От озера решил не возвращаться по вчерашней дороге, а коротким путём () выехал на шоссе (), ещё раз подумал, стоит ли ехать в Орлиное, и убедив себя в необходимости покупки вина, повернул направо. Старался ехать медленно, но всё равно приехал рано. Около магазина стоять не хотелось, поэтому остановился около местного дворца культуры () - до начала продажи оставалось полчаса (). От нечего делать дошёл до рынка, купил овощей, потом зашёл в хлебную палатку, где купил булку на обед. Оставшееся время использовал для чашечки кофе с пирожным.

Как только кукушка прокуковала десять, я зашёл в винный отдел, купил бутылку Инкерманского завода (), перелил содержимое в пластик и тронулся в путь (). Воды решил набрать в Тыловом.

По этому шоссе я уже ездил три раза, но только сейчас заметил, что на карте в черте села Тыловое обозначен родник - Кайту-Чешме. Надо проверить, что это за родник, и если он работает, то набрать там воды. Если нет - то магазин рядом. Сегодня мне повезло: с утра заработал навигатор, и я без труда вышел к тому месту, где родник был обозначен. Но при беглом осмотре найти воду не удалось - только небольшой овражек с деревом посередине (). Тогда я поставил велосипед и внимательно обследовал дерево. И в самой гуще ветвей и плюща, в каменной глыбе торчала ржавая труба с краном (). По-видимому, краном очень давно не пользовались, так как он проржавел намертво и не поворачивался. Что ж, придётся купить воды в магазине, который находился внизу рядом с шоссе.

После села выехал на трассу и, проехав километр с небольшим, перешёл на другую сторону к шлагбауму, перекрывающему дорогу на хребет Кокия-Бель (). Раньше мне казалось, что из-за крутизны здесь будет трудно ехать, но это было справедливо только для первых двух десятков метров. После крутого поворота дорога пошла более пологой, что позволяло ехать (). Асфальт, хоть и ни разу не ремонтировался со времён постройки, был неплохого качества, и лишь в некоторых местах были выбоины. Дополнительным плюсом были деревья, шатром накрывающие шоссе, что создавало прохладу. И, несмотря на то что GPS снова вырубился, путь был понятен: вперёд и вверх.

Через час после шлагбаума я доехал до развилки: прямо и в гору продолжался асфальт, а вправо уходила грунтовая колея (). Мой трек показывал, что надо ехать направо, ведь я планировал проехать весь хребет Биллер - до бывшего ракетного комплекса «Утёс», чтобы потом спуститься через село Резервное на трассу. Повернул. Дорога почти горизонтальная, но надо было внимательно смотреть под колёса: то камень подвернётся, то ветки (). Навигатор, поработав несколько минут, опять ушёл в аут, но и тут дорога была очевидна: слева - гора Кокия-Бель, справа - крутой склон.

Вскоре доехал до развилки (). Прямо уходила накатанная дорога, скорее всего, к воинской части (), а отворот влево, по-видимому, шёл к вершине Куш-Кая. Мне не хотелось приближаться к военным, так как было непонятно, действующая часть или нет, а на Куш-Кая мне удалось побывать в 2001 году, поэтому решил двигаться туда. На моё счастье в это время на дороге появилась видавшая виды буханка, за рулём которой был не то лесник, не то военный - неважно: он остановился и подробно рассказал, куда идёт каждая дорога. Мне надо было поворачивать налево, что я и сделал, поблагодарив своего спасителя.

Сразу после поворота начался серьёзный крутяк по крупным камням (). Но оно того стоило: как только я выбрался на седловину, взору открылась умопомрачительная панорама бухты Ласпи (). Хорошо было видно детский лагерь Ласпи и недавно построенная гостиница «Бухта Мечты» (). А над ними - трасса Севастополь-Ялта и перевал Ласпи с галереей (). Но это ещё не сама гора Куш-Кая, до неё ещё 400 метров, если верить указателю (). направляюсь согласно стрелке.

Ещё один небольшой торчок - и вот знакомые развалины (). Что здесь было раньше - точно не известно, но место угрюмое, и я поднимаюсь ещё выше - на площадку перед обрывом () - отсюда видна не только бухта, но и Батилиман, если подойти к краю (). Из-за сильного ветра не решаюсь встать на край, лучше присесть на камешек ().

Несмотря на прохладную и ветренную погоду, уходить от такой красоты не хотелось. Поэтому я несколько раз прошёлся по каменистой поляне, вглядываясь вдаль, стараясь всеми органами чувств ощутить природное великолепие этого края (). Чтобы усилить впечатление, достал вино и большую грушу, купленные в Орлином, занял удобную позицию продолжил рассматривать окрестности, попивая вино ().

Минут через сорок сидения на камне мне стало как-то неуютно. Надо бы переместиться на более тихое место, где можно установить палатку. Да и перекусить не помешало бы. Вооружился монокуляром и стал рассматривать лес к северу от горы. Лес как лес, но в одном месте я заметил прогал, в котором находилось что-то вроде бревна (). Оставив велосипед в одиночестве () - всё равно никто не возьмёт, я налегке прогулялся к этому месту. Действительно, на опушке лежало два бревна, пригодные для сидения (). Тогда я перекатил велосипед на новое место и стал готовиться к обеду.

Чтобы было ещё удобнее, притащил длинный сухой ствол и положил его между двух имеющихся. Получилась приличная скамейка. А для стола сгодилась старая табличка с вражеской надписью, прибитая двумя ржавыми гвоздями к одному из брёвен. Табличка была безжалостно оторвана (), выпрямлена и положена на брёвна (). Теперь можно и пообедать ().

Кстати, с этой полянки тоже был неплохой вид на бухту Ласпи (). Большим плюсом было отсутствие ветра, что позволило мне раздеться и немного позагорать (). Палатку решил ставить ближе к вечеру, так как заметил на горе две фигуры (скорее всего, туристы). Не хотелось привлекать их внимание, пусть идут с миром по своему маршруту...

Перед установкой палатки пришлось немного поработать: надо было убрать крупные камни и немного разровнять землю, чтобы лежать было удобнее. Общий вид моего бивака видно на фото () - для одного раза сойдёт. Дождавшись ночи, я полюбовался немного на звёзды, допил вино и пошёл спать.

Раннее утро на озере Очень удобное место ночёвки, закрытое с трёх сторон непроходимыми кустами Киса пришла на запах колбасы Последние минуты перед выездом Выезжаю на дорогу мимо горы Каланых-Кая Дорога идёт на Тыловое и дальше на трассу Орлиновский дом культуры Жду начала продажи алкогольной продукции А вот и вожделённый напиток Выехал из Орлиного в направлении Тылового Здесь должен быть родник А вот и труба с краном, который не работает, наверное, много лет Этот шлагбаум перегораживает дорогу на хребет Кокия-Бель Прекрасно сохранившаяся военная дорога ведёт меня на вершину Асфальтовая дорога ведёт на гору Кокия-Бель, грунтовка обходит её низом Дорога неплохая, но попадаются крупные ветви и камни Опять развилка (вид назад): мне надо подниматься вверх А прямо дорога идёт к воинской части Очень крутой подъём, хотя по фото и не подумаешь И вот первая награда за мои велотолкания: вид на бухту Ласпи (справа) и Байдарскую долину (слева). По центру - Хребет Деликли-Бурун Детский лагерь Ласпи и пансионат Изумруд вдалеке. Посредине - новая гостиница Автомобильный перевал Ласпи Подробный указатель направлений туристических троп Эти развалины какого-то строения я видел в 2001 году Поднялся на вершину. Вид на запад Вид с обрыва на урочище Батилиман Автор этих строк на фоне горы Ильяс-Кая Вершина горы Куш-Кая - это плоская с наклоном каменистая поляна Что стояло на этой пирамиде - не знаю, а теперь стоит вино В центре кадра, если присмотреться, можно заметить бревенчатую скамейку На некоторое время оставил велосипед в уединении На опушке леса нашлось место для бивака На столбе была прибитатабличка, которая пригодилась для оборудования стола Стол готов Готовлю обед, хотя по времени это скорее полдник Неплохой вид на бухту Ласпи и гору Ильяс-Кая Отсутствие ветра и безоблачное небо позволили немного позагорать Вот так выглядело место ночёвки до установки палатки
Читать далее