Где же ты, Тисовое ущелье?

Иллюстрированное описание похода
2023 год


02 октября (понедельник): восьмой день

Алупка - Старое Севастопольское шоссе - Голубой Залив - Оползневое - церковь Воскресения - пер. Байдарские Ворота - Орлиное - оз. Старая Плотина

Пройденное расстояние: 37,74 км
Суммарная высота подъёма: 1362 м
Старт: 6:52, финиш: 14:50, время в движении: 4 ч 31 м
Максимальная скорость движения: 36,3 км/ч

Сегодня я встал задолго до рассвета, позавтракал, собрал вещи и вышел на улицу. Позвонил сторожу - он открыл гараж, где отдыхал мой железный (точнее, алюминиевый) конь. Водрузив рюкзак на багажник, тронулся в путь и первым делом заехал на смотровую площадку. И вовремя: солнце только взошло, озаряя всё вокруг оранжевым светом (). Далее по улице братьев Говыриных выехал на Севастопольское шоссе и направился к выезду из города ().

На трассу сворачивать не стал, а пересёк её (), и по старой Севастопольской дороге продолжил свой путь. Дорога пустынная, машин практически нет, и при этом очень качественный асфальт. Поначалу ехал в основном вверх. Проехал Касимовку и выехал на открытое место, с которого хорошо видны окрестности. Вот знаменитая гора Кошка и скала Дива под ней (). Слева всё ещё видна Алупка и обширные виноградники над ней (). А я еду дальше, в сторону Голубого Залива (). Дорога - просто сказка: тишина, сосновые леса, ароматный воздух... Хотя подъём продолжается (). Но это даже хорошо, так как помогает прогнать утреннюю свежесть и размять отвыкшие за два дня от кручения педалей ноги.

А вот и Голубой Залив (). Посёлок широко раскинулся практически от моря до среднегорья. Внизу хорошо видна главная трасса - Южнобережное шоссе. На ней пока тоже мало машин, но эта дорога на порядок лучше неё. Хоть и выше по склону забирается.

Еду дальше. Замечаю вдоль дороги некое строительство: по обочине наставили толстых столбов из стальных труб большого диаметра. Через некоторое время стало понятно, для чего они - это опоры для газопровода (). А вон там, на склоне горы, находится газораспределительная станция (). Наверное, скоро в Крыму станет жить ещё лучше - с газом-то...

Впереди показались домики села Оползневое, а на горизонте, в сизой дымке - посёлок Форос и Байдаро-Кастропольская стена (). Туда ещё прилично ехать, а пока наслаждаемся неприступными горами () - любимые места для скалолазов.

В Оползневом со мной случилась небольшая неприятность. Проезжая мимо домов, из какого-то двора выскочила внушительных размеров собака и набросилась на меня. Скорость была невысокой, так что догнать меня не составило труда. Я увеличил скорость, но псина не отставала, и поравнявшись, цапнула зубами за мою ногу. Хорошо, что ей в зубы попалась подошва кроссовки! Собака, видимо, подумала, что цель достигнута, и отстала, а я всё продолжал давить на педали, чтобы не дать ей возможности догнать меня, если передумает.

После отворота на Бекетово, прямо на обочине дороги, обнаружился родник. На ОСМ-картах он обозначен как Жабья Радость (). Вода у меня была, так что набирать не стал. Сразу после родника начался нешуточный подъём, который продолжался до памятника морякам-разведчикам (). Далее дорога была не такая крутая, но всё равно продолжала идти на подъём ().

Теперь шоссе окончательно вынырнуло из леса и прижалось к каменной стене (). Летом здесь было бы пекло, а сейчас очень даже комфортная обстановка, и к тому же утренняя прохлада ещё не выветрилась. Ещё пара километров, и я достиг ещё одного памятного места: с одной стороны, братская могила партизан (), а с другой - мы здесь ночевали в 1992 году, когда совершали пеший поход от Фороса в Морское (). Конечно, сейчас трудно узнать точно, где стояли наши палатки, но географически это то самое место. Отсюда, кстати, начинается тропа на Шайтан-Мердвен, по которой мы тогда спустились с Римской дороги (). А ещё в мае 2002 года я с велосипедом ПОДНЯЛСЯ по этой тропе на яйлу!

После братской могилы качество дороги немного ухудшилось - асфальт здесь давно не меняли, но всё равно покрытие было ровным, без ям, камней и оползней (). Профиль дороги также выровнялся, ехать было легко и приятно. Над головой нависают скалы, парят орлы (), а внизу вылез из гор дракон Ай-Юри и перегородил трассу - пришлось тоннель прорыть ().

Вот дорога пошла вниз, и, сделав пару крутых серпантинов, воткнулась в шоссе, идущее в Орлиное. На самом деле это продолжение Севастопольского старого шоссе, просто участок Форос - Орлиное пользуется большей популярностью, да и машин здесь больше. Но у меня другого пути нет, кроме как на Байдарский перевал (). Здесь дорога хорошая, хотя всё время идёт в гору.

На полпути к Байдарским Воротам, на отвесной скале Кызыл-Кая, стоит церковь Воскресения Христова (). С её смотровой площадки хорошо видны окрестности, поэтому я повернул к храму и зашёл на его территорию.

Если от церкви посмотреть на северо-восток, то можно разглядеть мой путь по шоссе до церкви, а также гору Мшатка-Каясы и кусочек южного берега (). На юг открывается вид на посёлок Форос () (давненько я там не был!). А так выглядит храм с площадки ().

Продолжаю свой путь и через полчаса добираюсь до перевала. Название Байдарские Ворота он получил из-за портала, построенного в честь завершения строительства дороги от Ялты до Севастополя. Здесь я также остановился и не поленился подняться на сами ворота, откуда хорошо видна церковь Воскресения (), горы и море, с которым через несколько минут я попрощаюсь. Велопробег по южному берегу заканчивается, и продолжится уже по району Севастополя.

Из-за узости проезд через портал возможен только в одну сторону (), я просто проехал мимо и отпустив тормоза, плавно покатился с горки по тенистому шоссе прямиком в село Орлиное. Оно находится в Байдарской долине, что и давало ему это имя, которое зачем-то поменяли в 1945 году. Село ничем не примечательное, хотя и старое, но одно место я посещаю обязательно - это кафе «Орли». Вот и сейчас я сразу подрулил к заведению, и официант пригласил меня за столик. Велосипед поставил рядом у парапета, сделал заказ и в ожидании разглядывал местную живность ().

Сегодня - понедельник, поэтому народу не так много, как в выходные дни. Очень скоро мне принесли салат из морепродуктов и пиво (). Уже неплохо. А потом последовал лагман, чебуреки... Татарская кухня очень сытная, поэтому, когда я вышел из кафе, долго не мог решиться сесть на велосипед - хотелось прямо тут растянуться на травке и полежать. Но разум приказал мне ехать, и я очень неспешно покатился к центру села.

Готовясь к этому походу, я на случай ночёвки в Орлином присмотрел интересное местечко - западнее села были два озера. Первое, под названием Конюшня, не очень подходило для ночлега () - весь берег зарос камышами, рыбаки бегают. А вот следующий пруд - как раз то, что надо. Во-первых, он больше; во-вторых, берега чистые, вдоль берега множество навесов со скамейками и столиками, и в-третьих, народу практически нет (). Я обошёл вокруг озера: в основном места для бивака открытые, и только в юго-восточной части был небольшой лесок. Но мне там не понравилось и я вернулся в точку, откуда приехал (). Палатку ставить ещё рано, ужинать - тем более, поэтому достал подстилку, разложил её на берегу и прилёг, поставив рядом с собой недопитую вчера бутылку вина...

Восходы и закаты в Крыму - очень эффектное зрелище Вид на Ай-Петри с Севастопольского шоссе Развилка на трассе. Вправо уходит дорога на Оползневое Необычный вид на Симеиз, гору Кошка и скалу Дива Виноградники над Алупкой Севастопольское шоссе - прекрасная альтернатива Южнобережке Шоссе проходит по живописным местам в тени соснового леса Вид на трассу и посёлок Голубой Залив Строители тянут ветку газопровода Дорога между Голубым Заливом и Оползневым. Слева гора Хыр Подъезжаю к село Оползневое. На горизонте - Форос Панорама Байдаро-Кастропольской стены и скал Биюк-Исар Родник Жабья Радость Памятник морякам-разведчикам Черноморского флота Странный дорожный знак: дорога идёт вверх, а знак показывает спуск... Шоссе вплотную подошло к скалам Братская могила партизан, погибших во время Великой Отечественной войны Где-то здесь мы ночевали в походе 1992 года Отсюда начинается тропа на перевал Шайтан-Мердвень Покрытие дороги немного ухудшилось, но виды здесь отменные Впервые в этом походе увидел белоголового сипа Внизу - посёлок Санаторное и автомобильный тоннель на трассе Гора Форос венчает с юга Байдарскую яйлу Церковь Воскресения Христова на скале Кызыл-Кая, у Фороса Вид от церкви на гору Мшатка-Каясы и Севастопольское шоссе Внизу раскинулся посёлок Форос Вид на храм со стороны моря С высоты храм Вознесения смотрится особенно эффектно Байдарские Ворота - это название перевала и собственно портал в виде ворот Наверное, котам здесь хорошо живётся! Начало трапезы - салат из морепродуктов с пивом Пруд Конюшня годится для рыбалки, но для бивака не подходит Озеро Старая Плотина - неплохое место для отдыха и ночлега Этот гусь, по-видимому, живёт на этом пруду Кроме меня и компании в белом фургоне на озере никто не ночевал

После сытного обеда и вина меня разморило, и я задремал. Проснулся от задувающего холодного ветерка - о, а время-то уже ближе к шести, солнце садится, надо становиться на ночлег. Перекатил велосипед к столику подальше от воды и поближе к кустам, которые могли послужить живой изгородью, и прямо позади стола установил палатку. Вспомнил, что вожу с собой сигнальное устройство, и решил в этот раз воспользоваться им. Всё-таки место проходное, да и село рядом. Тем временем начало смеркаться (). К ночи приехала машина, но она остановилась на противоположном берегу, и обитатели занялись рыбалкой и жаркой шашлыка. Я же по традиции с наступлением темноты залез в палатку и после снятия показаний с приборов, заснул.

Читать далее