Где же ты, Тисовое ущелье?

Иллюстрированное описание похода
2023 год


23 сентября (суббота): день отъезда

Домодедово - Павелецкий вокзал

Пройденное расстояние: 2,89 км
Суммарная высота подъёма: 16 м
Старт: 16:50, финиш: 17:18, время в движении: 28 м
Максимальная скорость движения: 26,2 км/ч

Мой поезд в Крым отправлялся с Павелецкого вокзала. Я специально выбрал этот вариант, хотя шёл он дольше других, но зато не надо было тащиться на Казанский, и, главное, что билет можно было приобрести за 90 дней до отправления. А время отправления и прибытия меня вполне устраивали.

За день до поездки я специально приехал на вокзал за час до отправления, чтобы провести рекогносцировку - посмотреть, с какого пути уходит поезд, откуда начинается нумерация вагонов и т.д. Мне приходилось так делать раньше, и это приносило определённую пользу - меньше суеты и нервотрёпки. По традиции был приобретён билет в 11-й вагон 11-е место - так легче запомнить, тем более что день рождения у меня тоже в этот день. Павелецкий вокзал, по сравнению с другими, проще - меньше поездов, меньше пассажиров, меньше путей для ПДСов. А мой поезд вообще отправлялся со стороны пригородных поездов, так что при желании можно было не проходить досмотр, а сразу после выхода с электрички подъехать к нужному вагону и ждать посадки. Но я так делать не стал, так как была вероятность, что путь изменят, что привело бы к ненужной суете и беготне.

На вокзал приехал заранее, засветло - чтобы спокойно упаковаться и в числе первых занять своё место в вагоне. Пройдя детектор, я купил в ларьке бутылку Кока-Колы и вышел на перрон, поближе к воротам, которые открывались за десять минут до объявления посадки. Упаковка прошла штатно, и ещё оставалось время, чтобы посидеть на скамейке. Вот пришёл мужик, который открывает ворота. Долго ходил туда-сюда, курил, но ворота не открывал. Оказывается, он ждал, пока с прибывшей электрички выйдут все пассажиры. А вот когда он достал ключи, я понял - пора! - надел рюкзак, велосипед в чехле взял под мышку и в числе первых пошёл к своему вагону.

Посадка также прошла штатно. Мой велосипед вопросов не вызвал, и я одним махом затащился в купе. Первым делом закинул велосипед, после чего отстегнул клапан от рюкзака, достал всё, что требовалось для 35-часовой поездки, остальное запихал под сиденье. Верхнее место было выкуплено мной до Узуново, а напротив меня села немолодая пара, Андрей и Лена. На меня, как и на мой велосипед, не обращали никакого внимания, так как были заняты друг другом. А мне это на руку. Только проводница поинтересовалась - а не упадёт ли мой велосипед? Я ей показал, что он надёжно привязан эспандером к верхней полке, и она успокоилась.

Вагон наполовину был заполнен детьми в возрасте от 10 до 15 лет - все они ехали в Артек. Как сказал мой сосед: хуже детей в поезде - это пьяные дембеля, так что после Каширы я стал укладываться спать: за окном - ночь, соседи что-то жуют, пионеры носятся - самое время спать...

24 сентября (воскресенье): в дороге

В Мичуринске вагон пополнился новыми пассажирами, но надо мной место по-прежнему пустовало. Снова уснул и проснулся где-то около Воронежа: поезд долго стоял, пропуская другой состав. И вообще рейс №177Х не отличался большой прыткостью - ехал медленно и с остановками, что позволяло в деталях рассматривать местность за окном ().

В Россоши решил прогуляться по платформе () и заодно купить чего-нибудь съестного. Затем вышел на Лихой: чтобы скоротать время, купил пива и чипсы. Вот так и дотянул до вечера. Съел вторую банку умного обеда, оставив на утро только пару кусков хлеба с колбасой и прилёг.

Проезжаем Подгоренский цементный завод
Долгая остановка на станции Россошь

25 сентября (понедельник): первый день

Симферополь - Неаполь Скифский - Лозовое - Доброе - Заречное - Мраморное - поляна Батыр-Алан

Пройденное расстояние: 31,99 км
Суммарная высота подъёма: 700 м
Старт: 12:12, финиш: 17:58, время в движении: 3 ч 33 м
Максимальная скорость движения: 33,8 км/ч

Несмотря на ранний час, я проснулся на станции Тамань. Мои соседи напротив вышли, и теперь в купе стало свободнее. Спать уже не хотелось, и я стал вглядываться в кромешную темноту за окном. Проводница, увидев в моих руках фотоаппарат, предупредила, что фотографировать Крымский мост запрещено. Странно, конечно - что там может быть секретного, тем более в такую темень, но не стал нарушать и ограничился лишь фото на подъезде к мосту ().

Мост проехали без приключений, на хорошей скорости. Машин на автомобильной части не было - видно, в очередной раз перекрыли движение. И вот мы уже на крымской земле... Вскоре ночной сумрак стал отступать, за окном можно было разглядеть керченские степи и холмы. А перед Владиславовкой вышло солнце, предвещая погожий денёк ().

В 9:45 приехали в Джанкой. Здесь поезд стоял 31 минуту - можно выйти на воздух и прочувствовать своим телом крымскую погоду (). Было очень тепло, но ветрено. Прогноз не обещал ненастья, и это радовало.

Чтобы не терять зря времени, я пошёл готовиться к выгрузке. В пустом купе это делать проще и комфортнее - я достал рюкзак, поставил его на соседнее место и спокойно уложил вещи в походный порядок. Полтора часа прошли на удивление быстро, поезд прибыл на третью платформу. Я не спешил с выходом, и когда самые торопливые вышли, я тоже выгрузился - сначала вынес велосипед, потом рюкзак. Через 15 минут велосипед был готов к началу путешествия, и я сразу поехал к выходу - через пешеходный настил - на привокзальную площадь ()

Первым делом надо было приобрести СИМ-карту местного оператора связи. Я узнал заранее, что рядом с вокзалом есть салон связи «Волна» - туда и пошёл. Оформление заняло около 10 минут и стоило 1000 рублей, но роуминг обошёлся бы дороже. Поставил телефон на руль, включил навигатор и не мешкая стал выбираться от вокзальной суеты в сторону рынка, гдя планировалась покупка газовых баллонов.

Дорогу до центрального рынка я помнил по прошлому году, но трек у меня был, и чтобы не ошибиться, я ехал по нему. Но не успел я проехать и полкилометра, как моё положение на экране смартфона скакануло куда-то в сторону Межгорья... Вот те номер! Не помогало ничего, включая перезагрузку смартфона. Пока разбирался с навигацией, пропустил нужный поворот. Пришлось вернуться по тротуару до перекрёстка с ул. Толстого и повернуть налево. Доехал до Т-образного перекрёстка - да, здесь ещё раз налево... Впереди показались осветительные вышки стадиона Локомотив - значит, еду правильно...

На рынке зашёл в магазин «Семь Вершин», купил два дихлофосных баллона с газом «Следопыт» и вновь попытался наладить навигатор. Бесполезно! Теперь он показывает, что я со скоростью около 100 км/ч нарезаю восьмёрки в районе аэропорта! () Что ж, пришлось ориентироваться по старинке: смотрел названия улиц на карте, по которым проходил трек, приблизительно определял направление и двигался, озираясь по сторонам ().

В Симферополе сохранились остатки древнего города Неаполь-Скифский, который находился на возвышенности недалеко от центрального автовокзала. Туда был проложен мой маршрут, но трек сейчас был бесполезен и пришлось ориентироваться по карте. Пропетляв по узким и кривым улочкам города, добрался наконец до огромного пустыря, на котором виднелась полуразрушенная квадратная башня, сложенная из камня (). Честно говоря, ожидал нечто большего... Останавливаться не стал и проследовал дальше.

От Неаполя я планировал ехать параллельно основной трассе по ул. Беспалова. Из-за отсутствия навигации приходилось останавливаться на каждом перекрёстке, чтобы не ошибиться в направлении. Хотя можно было не упрямиться и выехать на основную дорогу, тем более что она была очень близко (). А я ехал, по-видимому, по старому Ялтинскому шоссе, которая петляла справа от основной. На одной из петель я всё-таки ошибся и свернул не туда - какая-то тихая улочка - не похоже, что она выйдет на трассу. Вернулся на развилку, повернул направо - и наконец выбрался на главную дорогу.

Так ка время было обеденное, надо было где-то перекусить. У меня были забиты три точки с кафешками, но как их вычислить без навигатора? СТОП! А ведь он работает! Как только я выехал за пределы города, он снова стал показывать мои координаты! Итак, Лозовое: здесь гамбургеры, шаурма, кофе, но нет ни чебуреков, ни пива - не пойдёт! Еду дальше. Доброе: здесь вообще полная фигня - какая-то забегаловка, даже присесть негде. А горы уже близко! (). Последняя цивилизованная харчевня - в Заречном, до него ещё 3 километра - доеду как-нибудь.

В Заречном надо было съезжать с трассы в направлении Мраморного. Как раз на этом повороте расположилось кафе «Долина». Вот это то, что надо! Зашёл внутрь - никого... Потом появился хозяин, и я заказал, конечно, чебуреков, лагман и, ввиду отсутствия пива, компот. Расположился за столиком на улице (), ожидая свой заказ.

Пока ждал приготовление обеда, от нечего делать стал разглядывать окрестности и заметил, что за селом строится какая-то дорога. Я поинтересовался у владельца кафе - что это будет. Оказалось, это делают юго-восточный обход Симферополя (). После завершения работ будет проще попадать на южный берег тем, кто едет по Тавриде. Ну а мне сейчас надо попасть в Мраморное, чтобы засветло доехать до места ночёвки. Поэтому после приёма пищи сразу отправился в путь.

Шоссе на Мраморное, в отличие от малоприятной троллейбусной трассы с обилием грузовиков, было практически пустынным, с асфальтом хорошего качества (). Дорога уверенно набирала высоту, и перед развилкой на карьер подъём составил 500 метров над уровнем моря. Кстати, тут есть неплохое озеро - на случай непредвиденной ночёвки (). Но мне пока рано ночевать - надо было проехать ЗА село, да ещё воды нужно набрать. От этой развилки на Чатыр-Даг можно попасть двумя путями: проехав само село, подняться в лоб на хребет, обогнув карьер справа (в самом селе должен быть колодец), либо, повернув направо, проехать через СНТ «Мраморное» и на выезде заехать на родник Ашага-Коин-Чокрак. Первый вариант меня не устроил слишком крутым подъёмом на этот бугор (), и непонятно, будет ли там вода. Поэтому решил ехать по проверенному маршруту, хотя и в этом случае придётся заталкиваться пешком.

Итак, я повернул направо и после небольшой, но крутой ложбинки, вновь стал набирать высоту. Вскоре доехал до развилки, где надо было ехать налево (). Трудностей эта развилка не представляла, GPS работал - повернул налево.

После конечной остановки автобуса хорошая дорога закончилась... Пошла каменистая грунтовка, причём крутизна подъёма увеличилась. Некоторое время ехал, потом плюнул, слез и пошёл пешком... Дошёл до ресторана и перед ним свернул налево - тут была небольшая улочка, которая шла почти горизонтально. Это меня немного порадовало, так как я уже порядком устал. Навигатор мне показал, что родник совсем близко: я свернул с улицы на тропинку и вдалеке заметил каптажик. это был родник Ашага-Коин-Чокрак ().

Тащить велик в гору было в лом, поэтому поставил его внизу, захватив бутылки. Родник пользовался спросом: какой-то мужик наполнял 5-литровые ёмкости и относил их к машине. Напор был хорошим - я быстро набрал воды и вернулся к велосипеду. Потяжелев ещё на три килограмма, велосипед был выведен обратно на дорогу и велотолкание продолжилось.

Хотя у меня было несколько вариантов первой ночёвки, решил использовать проверенную точку. Это поляна Батыр-Алан - мы там ночевали в прошлом году. Хотя можно было доехать до родника Кок-Текне, расположенного в километре от поляны Батыр-Алан. Но, поскольку воды было достаточно, а место у Кок-Текне не было разведано, не стал рисковать и решил остановиться на проверенном месте, тем более что солнце садилось за горизонт ().

После крутого поворота дорога стала более пологой. Через километр я дошёл до тропинки, ведущей на поляну и повернул туда. Как и следовало ожидать, там никого не было. Я направился в левый край поляны, где мы ночевали в прошлом году (). Усталость, конечно, чувствовалась, но болезненных проявлений в ногах не было, и это хорошо. И, после принятия стаканчика Муската, купленного в Симферополе, не мешкая начал готовиться к ночлегу.

Поскольку я взял сигнальное сторожевое устройство, решил установить его для защиты от непрошенных гостей. Для этого я натянул леску между двух кустов так, чтобы перекрыть подход со стороны тропы (). Второй конец лески с чекой закрепил прищепкой с контактами на замыкание: если кто-то зацепится за леску, чека выскочит, контакты замкнутся и пищалка будет издавать довольно громкий звуковой сигнал, чтобы проснуться.

Подъезжаем к Крымскому мосту. Справа - трасса Таврида
северо Северо-Крымский канал заполнен водой
В Джанкое хорошая погода
Башня с часами у Симферопольского вокзала
Навигатор сошёл с ума...
Развилка на ул. Козлова: повернул налево
Неаполь Скифский - античная крепость Северного Причерноморья, 2-й век до н.э.
Вид с площадки Ялтинского шоссе на троллейбусную трассу
Вдалеке показались отроги Чатыр-Дага
Обедаю в крымско-татарском кафе «Арзы-Къыз»
Строительство юго-восточного обхода Симферополя
В Мраморное идёт пустынная дорога с хорошим качеством покрытия
Мраморное водохранилище у развилки дорог
Панорама Мраморного карьера и села Мраморное
Важная развилка: вправо - на Краснолесье, влево - к пещерам
Родник Ашага-Коин-Чокрак на окраине дачного посёлка исправно работал и давал хороший напор воды
Солнце так и норовило спрятаться за горизонтом
На этом месте стояла моя палатка год назад

Между делом занимался фотографированием окрестностей (). Ветер всё ещё шумел в верхушках деревьев, но внизу было тихо. Я поставил палатку (), раскатал и поддул самонадувайку и прилёг отдохнуть. Некоторое время спустя решил поужинать: вскипятил воды и заварил супчика. Есть не очень хотелось, но черёд надо справить, и супчик был как раз в тему.

Календарный период моего путешествия случайно (а может быть, нет) совпал с фазой растущей Луны и дальнейшего полнолуния. Это было бы мне на руку, если вдруг придётся ехать ночью (). А пока это ночное светило мне было не нужно: как стемнело, я забрался в палатку, влез в спальный мешок и через некоторое время заснул крепким сном.

Вид на поляну Батыр-Алан с точки ночёвки Вечерний вид на долину Палатка установлена, к ночёвке готов! Над горами взошла растущая Луна - в предстоящие ночёвки она будет вместо фонаря
Читать далее