Осенний марафон

2020 год

23 сентября: десятый день

Барская Поляна - Ай-Димитрий - Колхозное - Родниковое - Орлиное - пруд Новая Плотина (высохший)

Пройденное расстояние: 27,71 км
Старт: 8:11, финиш: 16:25, время в движении: 3 ч 30 м
Максимальная скорость движения: 33,8 км/ч

Ночью нас никто не побеспокоил, даже вчерашний лесник не приезжал. После завтрака пошли с Игорем в пещеру, поскольку он, как и Андрей, был здесь впервые - любопытно было посмотреть, что за пещера с озером. Соседи на нижней поляне ещё спали, только один парень прошёл по тропе, а когда вернулся, остановился у нашего "стола". Немного побеседовали на околовелосипедные темы, после чего он пошёл к своим, а мы начали готовиться к выдвижению на маршрут.

Сегодня предстоял непростой, но очень интересный участок пути, наполовину состоящий из новых мест. Чтобы Андрюша не задерживал движение, я предложил ему выехать раньше, и ожидать нас у трёх грабов (я вчера специально остановился на этом месте, чтобы все запомнили этот незаметный поворот и не проскочили его). Пока Игорь укладывался, Андрей стартовал.

От поляны до бука идёт довольно крутой подъем, после чего дорога поворачивает вправо и постепенно выполаживается – это верх хребта Седам-Кая (). Андрея догнали до поворота у трех грабов, после чего повернули направо, в овраг Ховалых (). Очень приятная лесная дорога (), местами горбатая, но когда поднялись на хребет Иванчи-Бель (), уклон был преимущественно в сторону урочища Ай-Димитрий. Чем ближе мы подъезжали к кордону, тем более каменистым становился путь. И постоянный сброс высоты.

Едем по дороге от Барской поляны по хребту Кучук-Бабулган-Дагы Развилка "Три граба": направо дорога ведёт к урочищу Ай-Димитрий
Лесная дорога по хребту Иванчи-Бель Андрей затерялся среди вековых буков и грабов
Бывший лесничий кордон Ай-Димитрий: сейчас тут запустение Памятник леснику Ивану Думе

Мы безошибочно по треку вышли на поляну, где стояли заброшенные домики лесника и ещё какие-то постройки (). Здесь дороги разбегались в разные стороны, а нам надо выбраться к верховьям каньона Узунджа. Проехали мимо памятника Ивану Думе () и полудохлого родника Ай-Димитрий () – значит, едем правильно. Вот и начало каньона: реки, конечно, нет, но и тропа, по которой я запланировал спуск в Колхозное, тоже отсутствовала! Другими словами, идти предполагалось прямо по руслу, состоящему из огромных каменных ступеней, промытых водой за тысячелетия.

Я даже не стал углубляться по этой так называемой тропе – с велосипедом здесь пройти нереально…. Придётся ехать в обход. Жаль, хотелось посмотреть на водопад Терновая Роса, но не судьба. И, скорее всего, водопада тоже нет, как и речки.

Когда я готовил этот маршрут, на участок от Ай-Димитрия до Колхозного я потратил много времени, чтобы определить "проезжесть" местных дорог. Информация попадалась в основном о пешеходных маршрутах, но для велосипеда необходима специфическая тропа. Поэтому для гарантированного прохождения этого участка я проложил аж три трека: первый - по руслу реки до водопада (он уже был забракован), второй шёл в обход начала каньона - по нему мы и поехали. Третий участок ожидал нас впереди – он шел по гребню холма, водораздела рек Бага и Узунджа. И когда мы доехали до развилки, надо было решить, по какому пути продолжать движение.

Самый верный и менее затратный способ проверить дорогу – это пешая разведка. Вооружившись навигатором, я пошёл по левой тропе, которая была ближе к каньону и шла в основном вниз. Поначалу это была неплохая тропа, идущая через лес, но как только лес кончился, начались каменные ступени, по которым и пешком-то идти тяжеловато… Вернулся и обрисовал ситуацию ребятам. Решили идти по третьему варианту - по верху хребта, хотя пришлось дополнительно набирать высоту. И опять-таки: по лесу дорога была вполне сносной, а на вершине, где деревьев было мало, обнажились камни (). Несмотря на открытую местность, красивых ландшафтов было мало, разве что вид на Колхозное (), и с другой стороны – на Чернореченское водохранилище ().

Гребень холма плавно понижался в сторону Колхозного, но ехать по-прежнему было проблематично – тропа изобиловала крупными камнями (). В конце опять начался лес, - вот тут уже можно ехать. Несколько минут крутого спуска, и мы оказались на краю огромной поляны, где дорога разветвлялась (). Надо было решить, куда поворачивать. Из-за яркого солнца, слепившего глаза, я не разглядел на экране навигатора хитросплетения треков и попросил ребят помочь с навигацией. Мнения разделились. В конце концов решили ехать по более накатанной дороге, идущей на запад, но вскоре дорога выродилась в тропку, которая постепенно растворилась в кустах и камнях – дальше ехать стало невозможно (). Пришлось возвращаться к той же развилке и по второму разу искать правильный путь.

В этот раз на разведку пошел Андрей, довольно долго его не было; потом он всё-таки нашелся, и, кроме того, нашёл правильный путь. Как я и думал, мы пропустили незаметный поворот налево, ломанувшись по хорошей дороге. А надо было сразу после спуска с перекрёстка повернуть к речке. Мы так и сделали. Перейдя по сухому руслу, мы оказались на окраине села Колхозное, и весьма кстати нашли кран с водой, где умылись (). Ещё пара сотен метров – и мы оказались на асфальте.

Ну, кажется, грунтовые и горные дороги подошли к концу… Я, наконец, включил видеокамеру, чтобы записать весь спуск по этому чудесному шоссе . Кстати, асфальт здесь уложили буквально год или два назад – до этого был каменистый грейдер. Андрей тронулся первым, следом ехал Игорь, я замыкал.

Шоссе довольно узкое, с обилием поворотов, но машин мало – можно спокойно ехать, любуясь восхитительными пейзажами (). В Крыму мало таких живописных мест, и странно, почему до сих пор я тут не был. К сожалению, сказка быстро закончилась: шоссе ушло влево от каньона, и мы въехали в село Родниковое, которое мало чем отличалось от многих других сёл полуострова.

Ещё издали я приметил магазинчик, и повернул прямо к нему. По традиции купил кефира и вафли (выпечки чего-то не было). Воздух уже прогрелся, было по-летнему тепло. Теперь надо добраться до Орлиного, купить пива и пообедать в кафе Орли (тоже традиция). По хорошо известной дороге доехали до пивоварни, затарились пивком, потом, в супермаркете, накупили всяких-разных продуктов. Игорь, наконец, осуществил свою мечту - купил большой арбуз, а я отведал очень вкусный молочный коктейль. В общем и целом потратили около часа, закупаясь и упаковываясь.

Следующим номером нашей сегодняшней программы был обед. Проехав 1,5 км в сторону Байдарских Ворот, остановились у кафе Орли. Там заказали чебуреков, лагманов, салатов и прочего – ещё полтора часа долой. Но торопиться было некуда, так как ночевать решили на озере за селом – ехать на Кокия-Каю уже никто не хотел.

После обеда, с трудом залезая на велосипеды, неспешно поехали к озеру: чуть назад и налево. Выехали на дамбу, но что такое? Где же озеро? Его не было, высохло, что ли. А так хотелось помыть руки-ноги… Ну что ж, зато можно сократить путь, проехав напрямую по дну несуществующего водоёма. Теперь надо определиться, где ночевать. В ближайшей жиденькой рощице было много коровьего помёта, поэтому переместились подальше, и, хотя дорога была рядом, надеялись, что никто не будет ездить и нарушать наше уединение.

Некоторое время занимались бездельем (), палатки решили ставить попозже, когда начнёт смеркаться. Я просто раскатал велочехол и лёг на него, периодически отхлёбывая из бутылки пиво. Скоро и лежать надоело, я взял фотоаппарат и пошёл гулять по окрестностям (, ). Когда вернулся, солнце укатилось за горизонт, к нам никто не наведывался. Теперь можно и палатку ставить.

Родник Ай-Димитрий с непригодной для питья водой
Выехали на верх хребта у горы Лячка
Далеко внизу показалось село Колхозное
С правой стороны от хребта промелькнуло Чернореченское водохранилище
Лесная дорога выродилась в каменистую тропу, петляющую между деревьев
Спустились к развилке дорог перед Колхозным
Тропа вывела нас на камни и закончилась в кустах
Освежающий кран с водой рядом с озером. Желающие могут принять ванну...
Неописуемо красивая дорога по борту каньона реки Узунджа
Расположились в лесочке возле высохшего пруда