Живописные места Крыма

Иллюстрированное описание похода
2018 год


28 сентября (пятница) - первый день

Симферополь - Дубки - Чистенькое - Бахчисарай - Белокаменное - Алимова балка

Пройденное расстояние: 67,59 км
Суммарная высота подъёма: 870 м
Старт: 9:30, финиш: 18:27, время в движении: 6 ч 26 м
Максимальная скорость движения: 38 км/ч

Автобус долго петлял по улицам Краснодара, пока не выбрался на трассу в направлении Славянска-на-Кубани. Я пытался заснуть, но постоянные торможения, ускорения и перестраивания из ряда в ряд не давали такой возможности. И только когда после заправки выехали на дорогу без светофоров, автобус поехал быстро и плавно. Я даже не заметил, когда отрубился. Проснулся от резкого поворота - чуть не слетел с кресла: дорога начала безбожно петлять. Не понимая спросонья, где мы едем, включил GPS и не поверил своим глазам - оказывается, мы уже давно проехали Крымский мост, Керчь и подъезжаем к Горностаевке, то есть мы уже в Крыму! Виляние дороги было связано со строительством трассы Таврида: то мы ехали по новому асфальту, то опять сворачивали на старую дорогу. Наш осипший водитель спал на передних креслах, вытянувшись поперек салона, а за рулём был сменщик - это он "проспал" поворот, на котором автобус тряхнуло. Но теперь уж какой сон - шестой час утра. Я так и не понял, останавливался ли автобус перед мостом на проверку, или так проскочил. Скорее всего, второе, иначе бы разбудили таможенники.

В Береговом сделали остановку: Водитель пошёл перекусить (фото 7), пассажиры разбрелись по кустам справить малую нужду. Уже начало светать: над морем заалел восток. Поскольку мой кофр с фотоаппаратом находился в велорюкзаке, который находился в багаже, я пытался снять восход на мыльницу, но освещение было слишком слабым и кадр вышел смазанным (фото 8). В кафе я не пошёл, поскольку в пакете у меня были пряники, купленные в Ростове, и бутылка с чаем, который я приготовил ещё в поезде. Утро, как и ожидалось, было холодное; немного размявшись и подышав крымским воздухом, я полез в тёплый автобус.

До Зуи доехали без проблем, а вот потом начались пробки. Вначале просто снижалась скорость, а перед Феодосийским кольцом вообще мёртво встали. На каких-то полкилометра ушло 30 минут! После поворота на объездную стало чуть легче, но всё равно еле плелись почти до самого автовокзала. В результате автобус опоздал на 2,5 часа. Но зато солнце уже прогревало воздух, и после выгрузки первым делом переоделся в летнюю форму одежды.

Сборы заняли полчаса, и, поскольку дорога была знакома, не особо мешкая, я тронулся в путь. В Симферополе у меня было запланировано два места, которые надо было посетить: это родник грека Савопуло и магазин "Вертикаль" за газовыми баллонами. Родник находился в самом центре города, за памятником Екатерине II (фото 9). Я без труда нашёл его и заполнил баклажку. Потом поехал к жд вокзалу, но бес попутал, и на Советской площади свернул не туда... Пришлось делать крюк, возвращаться и выходить на запланированный трек.

Перед вокзалом на бульваре Ленина заметил несколько киосков с едой и решил немного подкрепиться чебуреком и кофе. Потом чуть вернулся назад, заехал в Вертикаль и купил там один маленький и один большой баллон, чтобы с гарантией хватило на весь поход. Ну вот, теперь можно выбираться из города. Поехал по прошлому маршруту: по ул. Жигалиной, Элеваторной и Героев Сталинграда. Замечу, что улицы Симферополя стали выглядеть значительно лучше, чем несколько лет назад, но всё равно иногда попадались вот такие места (фото 10), так что надо быть внимательным.

Доехав по Николаевской трассе до строящегося объезда Дубки-Левадки (фото 11), я повернул налево и некоторое время ехал по щебнистому участку трассы до начала асфальта. Почему-то никто не занимается строительством путепровода и соединением Николаевской трассы с новым объездом... Зато асфальтированный кусок - это просто фантастика (для Крыма) - широченная проезжая часть, идеально укатанный асфальт, и, главное - ни одной машины (пока!). Этот участок, вплоть до реки Западный Булганак практически готов, только остались мелкие работы по ограждению и освещению. Я наслаждался ездой по хайвею, а рабочие приветственно махали руками... (фото 12) Наконец я своими глазами увидел Выемку - это была раньше гора, которую срыли до основания, чтобы сгладить профиль дороги. К сожалению, трасса в трёх местах ещё не достроена: у вышеназванной реки прокладывают газопровод (фото 13), у Трудолюбово были проблемы с отводом земель под строительство (фото 14), и пока не готов мост через жд ветку на Севастополь. Так что после лихого спуска мне пришлось сворачивать на старую дорогу через Чистенькое. Но я ещё немного полюбовался видами строящейся магистрали, а также переложил некоторые вещи в рюкзаке, которые лежали не на своём месте.

После жд переезда я свернул на просёлок, чтобы найти и проверить ещё один родник - Аджи-Кале, который находился в небольшом лесочке на окраине села (фото 15). Он давал начало ручью - левому притоку реки Зап. Булганак. После непродолжительного поиска таковой родник был найден среди заболоченной низины, но вода мне была не нужна, просто было интересно, насколько точна информация. Кстати, здесь растёт много грецкого ореха, и мне удалось найти несколько штук.

Теперь самое время свериться с графиком. Конечно, из-за опоздания автобуса у меня было отставание. Надо было немного сократить сегодняшний маршрут. Решил не ехать на менгирную балку, т.к. там сложный рельеф, а сразу ехать в Бахчисарай. Так или иначе надо было выезжать на действующую трассу Симферополь-Севастополь и следовать в общем потоке машин. Вот здесь я попал конкретно... Нет, вначале ещё ничего было - дорога была более-менее свободная - до Севастьяновки я доехал нормально. А вот после начался кошмар: здесь полным ходом шла реконструкция дороги, справа шла отсыпка, укатка нового полотна, а старую дорогу сузили, да ещё поставили бетонные блоки по краю, так, что на обочину не съехать. Особенно тяжко приходилось на подъемах: моя скорость падала, а идущие сзади грузовики из-за узости не могли меня обогнать, и приходилось несколько раз останавливаться, прижимаясь к бетонному ограждению, чтобы пропустить вереницу большегрузов..

И ещё одна неприятность пришла, откуда не ждали: задняя покрышка в двух местах треснула! Сначала я не понял, что произошло: просто заднее колесо стало как-то подозрительно вилять, как бывает при снижении давления или при обрыве спицы. Но колесо было накачано нормально, спицы были целы и натянуты равномерно. А виляние продолжалось, а иногда слышалось потрескивание. Найдя более-менее удобное место, остановился и стал внимательно изучать заднее колесо. Да, так и есть - покрышка расползается, уже порвался один ряд нитей на двух участках сантиметров по 5-6 каждый... Ещё немного, вылезет грыжа и колесо взорвётся. Что делать? Надо как-то выбираться отсюда, поэтому немного сбросил давление и старался ехать осторожнее и не сильно разгоняться, чтобы успеть остановиться, если что.

В тревожных чувствах доехал до Бахчисарая и, наконец, вышел из этого сумасшедшего потока машин. Город встретил меня свежеуложенным асфальтом (фото 16) и горячими чебуреками, которыми я пообедал в кафе недалеко от Ханского дворца. Тут же купил пол-литра разливного вина, чтобы отметить начало похода.

Далее мне предстояло подняться к горе Бешик-Тау (фото 17): во-первых, хотелось проверить одноименную турстоянку и родник Юсуф-Чокрак, во-вторых, посетить скалы Кардонын-Каясы - из-за своих причудливых форм. Подъём вроде бы для глаза незаметный, но внушительный: 220 метров, и очень скоро мне пришлось спешиваться и идти пешком. И вроде бы не жарко, но пот лил ручьями. Зато меньше нагрузка на заднее колесо, которое держалось из последних сил. Хорошо, что я взял в запаску старую кевларовую покрышку - если что - заменю.

Последние сто метров перед перевалом были особенно трудны: даже идти приходилось с остановками (фото 18). А ведь сегодня надо на Алимову балку залезть. Но вот, наконец, подъём закончился, я подъехал к Юсуф-Чокраку, но родник был сух, то есть абсолютно, ни малейшего признака воды (фото 19). Стоянка довольно обширная, есть столики, скамейки, но повсюду мусор и грязь, я бы здесь останавливаться не стал. И даже задерживаться здесь не имело смысла, и, после глотка вина, я развернулся и проследовал к скалам у балки Первой (странное название).

Здесь, на скале, нововведение - поставили скамейку. Так как в округе кроме меня никого не было, то фотографироваться пришлось с помощью автоспуска: велосипед ставил на ногу, фотоаппарат - на рюкзак, нажал на кнопку - и бегом на лавочку (фото 20). Главное, не споткнуться, а то вниз можно улететь (фото 21). Вспомнился сентябрьский поход 1990 года: где-то в этой рощице мы ночевали тогда... (фото 22) Красивое место, нечего сказать! И погода на славу. После фотосессии - небольшой расслабон: вниз, на трассу!

Вначале дорога была неровная и каменистая, поэтому сильно не разгонялся, опасаясь за заднее колесо. В городе начался асфальт, и, следуя треку, я без проблем выехал на основную дорогу и поехал в сторону моста через Качу. Сразу после него была развилка: прямо дорога шла на трассу, а влево уходила на село Дачное - я туда и повернул. Здесь тоже шли работы по строительству шестого участка Тавриды, но дорогу в сторону Дачного пока не трогали (фото 23).

Недалеко от села в моём навигаторе была ещё одна точка: источник Чокракчик. Надо было проверить и его, тем более, что он был рядом с дорогой. К тому же вечерело, силы иссякали, и любая остановка была кстати - дополнительный отдых как-никак. Точку родника я отследил и свернул с дороги в направлении этого пункта. Неподалёку стояли две машины, чуть поодаль четверо мужиков сидели на лужайке. Я направился прямо к ним, чтобы спросить насчёт родника. Они сказали, что родник когда-то был, но пересох, взамен предложили по 50 грамм... Я отказался, тогда стали предлагать Пепси-колы. Тут уж я отказываться не стал, т.к. вода у меня уже кончалась, а пить хотелось. Мужики сказали: "А зачем тебе родник?? Зайди в любой дом, тебе воды нальют! Может, всё-таки по пятьдесят?..." Я говорю: "нет, спасибо, мне тяжело ехать будет" и попрощался с мужиками.

До конечной точки сегодняшнего пути мне предстояло проехать ещё два села - Тургеневка и Белокаменное. В Тургеневке (фото 24) увидел магазин, в котором купил минеральной воды. День подходил к концу, силы мои также были на исходе, поэтому часть оставшегося пути шёл пешком, в расчёте на то, что даже при скорости 5 км/ч я смогу добраться до ночёвки перед наступлением темноты. К тому же можно спокойно наслаждаться вечерними пейзажами: вот справа - Курбан-Кая (фото 25), слева в лучах заходящего солнца - скала Шапке-Кая и Уч-Кая... (фото 26)

За селом всё стихло, не было слышно ни птиц, ни шелеста листьев, только шорох покрышек о каменистую землю. А вокруг - сумасшедшие по красоте пейзажи, что не передать фотографиями (фото 27) (фото 28) Парнишка проехал на мопеде - поздоровался... И опять - тишина. Как ни странно, чем ближе подступала ночь, тем спокойнее мне становилось, как будто ночь - мой друг, моё спасение. Обычно бывало наоборот, ночь навевала страхи, тем более, когда ночуешь один.

Итак, в густых сумерках мы с великом докатились до небольшой поляны над верховьями Алимовой балки (фото 29). Это место в точности соответствовало запланированной точке, хотя я здесь ни разу не ночевал. И, пока совсем не стемнело, стал ставить палатку (фото 30). На поляне ставить не стал, а немного углубился в заросли, чтобы меньше отсвечивать на дорогу. Чтобы обезопасить себя от нежданных гостей, со стороны поляны натянул сигнальную леску, подключённую к пикающему устройству, собранному на интегральном таймере серии 555, к выходу которого был подключен довольно мощный излучатель. Срабатывало устройство от банального замыкания контактов, закреплённых на обычной бельевой прищепке: когда потенциальный злоумышленник захочет поживиться моим имуществом, зацепится за леску, пластиковая чека выскочит, и контакты замкнутся. Главное, самому не забыть, где натянута леска...

Ужин готовил в тамбуре, так как началось выпадение росы и стало прохладно. Усталость охватила всё тело, хотелось просто лежать и ничего не делать. Перед ужином выпил часть вина, половину бутылки оставил на завтра. Была такая тишина, что было слышно, как падают листья. Благодаря тишине услышал вдалеке человеческие голоса - что это, глюки или кто-то есть? Голоса не приближались и не удалялись; я на всякий случай с помощью бинокля просканировал окрестности - никого не заметил, на этом и успокоился. План на сегодня выполнен, хоть и с небольшим спрямлением пути. Недосып в автобусе давал знать, и, записав в диктофон результаты сегодняшнего пути, стал готовиться ко сну.

Остановка в Береговом фото 7
Утренняя заря над Феодосийским заливомфото 8
Заехал на родник грека Савопуло, у памятника Екатерине II фото 9
Не везде ещё дороги в Симферополе отремонтировали - попадались и такие местафото 10
Эта развязка была заброшена ещё при Украине, и до сих пор её судьба неизвестнафото 11
Новый участок трассы «Дубки-Левадки» практически готов к эксплуатациифото 12
Из-за работ по переносу газопровода этот кусок трассы пока не законченфото 13
Ещё одно проблемное место, из-за которого запуск трассы в эксплуатацию перенесли с сентября на конец годафото 14
Окраина села Чистенькое. В роще справа от дороги находится родник Аджи-Калефото 15
Подъезжаю к Бахчисараю по Объездному шоссе фото 16
На подъёме к Бешик-Тау: вид на Старый городфото 17
Заключительные метры подъёма к роднику Юсуф-Чокракфото 18
Родник оказался пересохшимфото 19
Фотосессия на скале с отрицательным углом наклонафото 20
Вот она, загогулистая красавица!фото 21
В этой сосновой роще мы ночевали в далёком 1990 годуфото 22
Здесь будет проходить трасса «Таврида»фото 23
Проехал Тургеневкуфото 24
На выезде из Белокаменного: справа - Курбан-Кая...фото 25
...слева - Шапке-Кая, а также целый массив обрывистых уступов, в которых спряталось селофото 26
Белокаменные скалы в лучах заходящего солнцафото 27
Гора Узун-Сырт и Бахчисарай на горизонтефото 28
На левом борту Алимовой балки нашлась приличная поляна для ночёвкифото 29
Палатку решил поставить в укромном месте, чтобы не было заметно с дорогифото 30
Читать далее