Велопоход 1986 года


Маршрут

Симферополь - Бахчисарай - Ай-Петри - Алупка - Форос - Передовое - Бахчисарай - Вилино - Николаевка - Симферополь.
Дистанция 291 км..

Время проведения

25 мая - 30 мая

Участники

Просмотр карты в отдельном окне

Техническое оснащение

По случаю первого похода нами были куплены велосипеды "Турист" в заводском исполнении (без переделок), бензиновый примус "Шмель", ватные спальные мешки. Специального велосипедного снаряжения не было.

Дневник прохождения маршрута

25 мая.

В 7:30 приехали в Симферополь. Так как велосипеды у нас были наполовину разобраны (по неопытности), до 9:40 собирали велосипеды и выехали только в 10:40.

В 11:30 остановились позавтракать на выезде из Симферополя. До 4 часов были в Бахчисарае; при выезде из города на спуске у меня сломался велосчетчик (он был механический по типу автомобильного, с тросиком), поэтому километраж я не привожу.

18:20 - приехали в Голубинку. Непрерывный подъём измотал нас, и мы решили заночевать здесь, забравшись на склон с левой стороны от деревни. На ужин открыли банки куриной тушенки (купленной по совету Рыжикова в немерянном количестве), но попробовав, мы решили от нее срочно избавиться - соль живая. Неподалеку была устроена братская могила из камней.

Воспоминания Андрея Тимошенко

minus Подготовка

Подготовка к походу.

В августе 1985г. у конструкторов ИТМ и ВТ Григория Громейко и Виктора Демидова возникла идея совершить поход на велосипедах по Крыму. Я, как человек, бывавший в Крыму и имевший опыт велопоездок на расстояния более 60 км, не мог оставаться в стороне от этого дела и активно включился в организацию этого похода. Среди наших сотрудников поддержал наш проект технолог Юрий Рыжиков. Первым делом в августе 1985г. купили недавно поступивший в продажу атлас туриста по Крыму. Зимой все четыре участника предполагаемого похода купили велосипеды «Турист» в штатной комплектации. Сначала мы хотели ехать в Крым на майские праздники, но потом решили поехать в более тёплое время - в конце мая.
Постепенно у нас рождалась нитка маршрута. Все участники предполагаемого похода внесли свою лепту в разработку маршрута. Окончательно нитка нашего первого похода выглядела так: Симферополь - Бахчисарай - Соколиное - Ай-Петри - Ялта - Алупка - Байдарские ворота - Севастополь - Николаевка - Евпатория - Симферополь. Для разогрева продуктов предполагалось использовать примус «Шмель». Из продуктов нами были куплены суповые концентраты и ещё по совету Рыжикова мы взяли консервы «курица с рисом» по 6 банок на человека. Также куплены были два котелка и медицинская аптечка.
Техническая подготовка к походу проводилась в основном каждым участником самостоятельно. Единственной совместной нашей вылазкой была моя поездка с В. Демидовым в Нижнее Мячково. За неделю до похода я совершил поездку на велосипеде на дачу, причём наиболее известные мне участки пути и участки с наиболее интенсивным движением автотранспорта я проехал на электричках. В субботу я поехал из Москвы на дачу, там переночевал, а в воскресенье приехал назад в Москву, проехав в общей сложности за два дня более 90 км.
В середине апреля мы купили билеты в Крым. Билеты взяли по неопытности в купейные вагоны туда и обратно. Но, поскольку мы должны были ехать в Крым вчетвером, покупка билетов в купе была как-то оправдана.
Как известно, для перевозки велосипеда в поезде нужно использовать чехол, я для этого похода использовал старый чехол для матраса. Для перевозки вещей на велосипеде я купил два рюкзачка на 20 литров каждый, а спальный мешок я предполагал поместить на задний багажник. Передний багажник я не поставил, потому что не хотел нагружать руль. Перед поездкой я заранее упаковал велосипед в чехол, предварительно сняв оба колеса, перевернув вовнутрь педали и повернув руль на 90 градусов.

minus От Москвы до Симферополя

От Москвы до Симферополя

24 мая мы с мамой, спустив вещи на лифте, пошли на ст. Царицыно и там сели на Царицынскую электричку. На Курском вокзале спустились в тоннель и там узнали, что наш поезд на Симферополь должен отправляться с соседней платформы. Мы поднялись на платформу, и через некоторое время появился Григорий с семьёй и Виктор с тётей. Юра Рыжиков за день-два до поездки отказался ехать, сдал билеты, а наше общее снаряжение отдал Григорию. Велосипеды у всех были упакованы заранее, и мы не спеша загрузили вещи в поезд, и в 9.50 точно по расписанию поезд тронулся.


В 7.20 поезд прибыл в Симферополь, и мы не спеша выгрузились и на платформе стали собирать велосипеды, а потом навешивать поклажу на багажники. На это у нас ушло времени более часа. Потом пошли на вокзал звонить по телефону и далее по всяким делам, и только в 10.40 начали крутить педали, выбираясь на Севастопольское шоссе. В 11.30 доехали до окраины Симферополя и около аэропорта «Заводское», где перекусили и сфотографировались. Первые 10 километров дорога шла в основном на спуск, и ветер дул нам в спину.
После пересечения долины рек Альмы и Бодрака пошёл небольшой подъём, но он был преодолён нами на «ура». В 15.00 приехали в Бахчисарай, повернули к дворцу, и там перекусили и попили квасу. Примерно через час мы продолжили движение дальше. Поскольку это был наш первый поход, на перекрёстках мы останавливались для ориентирования. Если мы сомневались в правильности пути, то дорогу спрашивали у местных. На развилке Севастопольского и Ялтинского шоссе повернули влево - в сторону гор. После поворота сначала дорога шла на спуск, самый крутой участок спуска был при входе в долину реки Бельбек перед селом Танковым, да ещё с поворотом. После села дорога пошла на подъём.
Сначала подъём был малозаметным, возможно из-за нашего энтузиазма. Проезжая через Бельбекские ворота, мы видели змей на склонах гор, подступавших к дороге. После пос. Куйбышево подъёмы стали круче, и мы были вынуждены отдельные участки проходить пешком. В 18.20 мы добрались до с. Голубинки и почувствовали сильную усталость. Поскольку была пройдена солидная дистанция - около 60 км (дистанцию и далее буду указывать примерно из-за поломки велосчётчика у Виктора), было принято решение устраиваться на ночлег. И мы поднялись влево по ходу движения и за бугорком устроились на ночлег, стали готовить пищу и отдыхать.

26 мая.

Ночевка была холодная. Ватный спальник отсырел от росы и стал весить раза в два тяжелее. Выехали со стоянки в 7:30.

14:00 - поднялись на Ай-петринский перевал. Почти всю дорогу от Соколиного шли пешком - во-первых, не хватало передаточного соотношения звездочек штатного "Туриста", во-вторых, не готовы мы были крутить 25 км в гору.

17:00 - выехали на Южнобережное шоссе. Дорога по прежнему была трудной для нас, и через несколько км мы остановились на ночлег слева от трассы, на небольшом пятачке, закрытом от дороги небольшим холмом.

Встали мы рано где-то полседьмого, утром было прохладно, спальные мешки отсырели от росы. Попробовав консервы «курица с рисом» решили отказаться от их дальнейшего употребления и закопали банки в лесу. В 7.30 тронулись дальше. До с. Соколиного в основном ехали, лишь на отдельных участках шли пешком. В Соколином на окраине села увидели знак «движение запрещено» и засомневались. Но потом узнали , что нам нужно именно туда, и мы пошли (из-за крутизны подъёма) пешком. Напротив г.Сююрю-Кая внизу около речки Коккозка мы увидели поляну с отдыхавшими на ней под музыку туристами. После этого дорога пошла ровно или даже немного под горочку. Но после развилки на Большой каньон начался серпантинный подъём. На одном из изгибов серпантина - источник, где мы дозаправили наши фляги водой. Крутить педали здесь мы были не готовы из-за нашей слабой технической оснащённости по передачам и из-за невозможности крутить педали вверх 25 км подряд. Кое-где мы срезали петли серпантина по тропинке. Но всё равно мы очень уставали и часто останавливались для отдыха и перекуса.
После 6 км большого серпантина дорога пошла более прямо, но потом были два небольших серпантинных участка. Временами были даже небольшие спуски, где-то можно было кратковременно крутить педали. Но затем шёл подъём, подъём и снова подъём. После этого участка, Ай-Петринский перевал высотой 1207м над уровнем моря. Сильный ветер подул нам в спину, и мы помчались к южной кромке яйлы, где находятся турприют и смотровая площадка. Приехав в 14.00 к смотровой площадке, мы осмотрели окрестности и с тревогой посмотрели на изгибы серпантина, по которому нам надо было спускаться. И мы, методично нажав на тормоза, в 15.00 начали спускаться вниз. Через 6 км увидели источник, набрали воды и перекусили. Не доезжая 5 км до Южнобережного шоссе, прошли к водопаду Учан-Су, потом продолжили движение дальше. Поскольку в сторону центра Ялты нам ехать было незачем, мы повернули направо, и, проехав чуть более километра, нашли лесочек за бугорком слева от дороги и в 17.15 остановились на ночлег.

27 мая.

Ночью не давал спать ёжик, который учуял запах пустых консервных банок. В тишине казалось, что идет зверь никак не меньше лося. В 8:20 позавтракали и выехали в направлении Алупки.

В 9:40 приехали в Алупку. До 15:00 мотались по парку, плавали на катере в Ласточкино Гнездо; на ночлег встали прямо в городе, в парковой зоне какого-то санатория.

Ночью нам спать не давал ёжик, учуявший запах съестного. В 8.20 мы позавтракали и тронулись по трассе в направлении Алупки. Справа высилась громада Ай-Петри. Дорога сначала шла на подъём, некоторые участки пути преодолевались пешком. Но ближе к Алупке дорога в основном шла под горку. В 9.40 приехали в Алупку. Сначала на телефонном узле позвонили в Москву, потом поехали вниз к причалу, с которого я и Виктор совершили поездку на катере к «Ласточкиному гнезду», а Григорий сторожил наши вещи. После этого полезли вверх в город, побывали на смотровой площадке, достали бензин для примуса и в 15.00 остановились в парке какого-то санатория. Гриша сходил к недалеко жившей от этого места хозяйке, у которой он отдыхал в 1985г., а я в это время вздремнул, ведь мы с непривычки сильно устали. Так мы здесь и остались до вечера и легли спать.

28 мая.

Выехали с места в 7:50. По южнобережному шоссе выехали в сторону Фороса.

С 12:40 до 16:20 отдыхали в Форосе на пляже.
Выехав из Фороса, поднялись по серпантину мимо церкви на Байдарские Ворота. Там народ отмечал день пограничника. Спустились в Орлиное, невзирая на указатели пограничной зоны. Там нас мужик напугал, что нас без пропусков могут повязать, и мы спешно покидаем зону Севастополя, свернув на Передовое.
В 20:20, проехав Передовое, остановились на ночлег.

Встали мы рано, я искупался в море. В 7.50 выехали с места и у остановки «Зелёный мыс» купили продукты. Далее на развилке повернули вправо для выезда на трассу. Весь подъём до трассы шли пешком, по пути заменили камеру на моём переднем колесе. По трассе в основном крутили педали, лишь на крутых участках спешивались. В 12.00 подъехали к развилке на Форос и повернули вниз. В Форосе мы встретили бодро маршировавший стройбатовский взвод, в посёлке много элитных санаториев. Далее мы спустились на пляж, где искупались и пообедали.
После 16.00 тронулись в путь. На развилке местные нам порекомендовали не ехать по трассе, а по старой дороге мимо церкви, что на форосской скале через Байдарские ворота высотой 527м. Так мы и сделали. После Байдарских ворот появились указатели, что дальше находится погранзона с въездом по пропускам. Но нам делать было нечего, мы поехали до ближайшего населённого пункта - села Орлиного. В Орлином мужик нас напугал, что дальше нас могут повязать, и мы резко сворачиваем в сторону Родниковского и далее на Передовое. Проехав Родниковское, далее Россошанку и Новобобровское, мы в 20.20 сходим с дороги и устраиваемся на ночлег.

29 мая.

Выехали с места ночлега рано - в 6:00. Без завтрака перемахнули через перевал Бечку и в 9:50 уже завтракали в Голубинке.
В 11:00 миновали Бахчисарай и начали подъём в сторону Николаевки. Дорога была преотвратная. Часть дороги была засыпана неприкатанным гравием, часть - залита свежим битумом, который на жаре расплавился до сметанообразного состояния; тем не менее, в 16:00 мы прибыли в Николаевку. Проехав на север километра три, остановились на ночлег на берегу моря. Настроение у всех было подавленное (окончательно доконала жара и плохая дорога), и, хотя по плану следующим пунктом у нас должна быть Евпатория, я предложил сократить маршрут и ехать завтра сразу в Симферополь. Предложение было с радостью принято.

Встали мы даже до рассвета и выехали без завтрака в 6.00. В Передовом сначала повернули в противоположную сторону. Но потом, увидев, что дорога идёт на спуск, повернули обратно. Выше Передового какие-то пионерские лагеря, после них покрытие дороги резко ухудшается. Дальше до перевала Бечку (высота 722м) идём пешком. Иногда останавливаемся и подкрепляемся продуктами. Наконец, перед самым перевалом в сторону Передового указатель погранзоны, значит мы уже вышли из неё. После перевала спуск по каменистому серпантину. Было довольно прохладно, у нас даже закладывало уши. После первой развилки начался асфальт, мы резко прибавили в скорости и в 9.50 приехали в Голубинку и повернули вниз к Бахчисараю. В Нижней Голубинке в магазине купили продукты и тут же перекусили. Через час уже были в Бахчисарае у дворца. Далее выехали в сторону Симферополя и на северном выезде из города повернули влево на объездную дорогу. Далее, доехав до развилки, повернули на первую правую дорогу на Отрадное. Сначала был очень крутой подъём где-то около километра, ехать на штатных «туристовских» передачах было совсем невозможно. Далее до Отрадного шли спуски-подъёмы, но протяжённость спусков была больше, мы везде крутили педали. В Отрадном повернули налево на Вилино, дальше дорога пошла ровнее. В 15.00 приехали в Вилино и повернули направо. Дальше пошла довольно унылая дорога с небольшими перепадами высот, местами шоссе было залито битумом. В 16.15 приехали в Николаевку, которая была очень пустынной, в местном магазине выбор продуктов оказался очень бедным. И мы, уставшие после почти стокилометрового пробега, поплелись к морю, отошли на 3 км от посёлка и остановились. Нас доконала жара, плохая дорога и какая-то неуютная обстановка в Николаевке.
На следующий день у нас было запланировано ехать в Евпаторию, но мы очень устали и Виктор предложил на следующий день ехать в Симферополь и, поменяв билеты, уехать в Москву. Это предложение было принято.

30 мая.

8:20 - выехали без завтрака в направлении Симферополя. Дорога в принципе ровная, но всё время идёт малозаметный глазу, но ощутимый ногами, подъём. Только в 12 часов мы приехали в Симферополь. Так как билеты у нас были куплены на следующий день, нам пришлось менять их на день раньше.

Итак, за 6 дней нами был проделан путь в 291 км

Встали где-то около семи, съели оставшиеся у нас продукты и постепенно начали подтягиваться к посёлку. Позвонив по телефону в Москву, мы в 8.20 начали движение в Симферополь. Дорога достаточно ровная, но под конец подъём давал себя знать. Да ещё по пути совсем не было магазинов. В 12 часов мы приехали к вокзалу и сразу поменяли билеты, и у нас до отхода поезда оставалось почти 5 часов. Не спеша разобрали велосипеды, потом в магазинах купили продукты на дорогу. Вот так и закончилось наше первое путешествие по Крыму на велосипедах.

minus ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и закончилось наше первое велопутешествие по великолепному Крыму. Самый главный вывод - мы сумели проехать, как могли и где могли. Мы не знали многих тонкостей велотуризма и особенностей и специфики крымского летнего сезона. Но, несмотря на наши многие заблуждения, главная цель этого похода то, что он состоялся и наша программа на этот первый велопоход была выполнена ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ!!!

minus ВЫВОДЫ

  • Время похода было выбрано не совсем удачно, ещё не сезон.
  • По неопытность мы взяли билеты в купейный вагон. В таком вагоне ехать с велосипедами очень тесно. Особенно это касается случаев, когда в нашем купе едут посторонние. Нужно брать билеты в плацкартный вагон.
  • Мы «пролетели» с консервами «курица с рисом». Надо на автономные участки брать «тушёнку» и концентраты, а в населённых пунктах питаться в пунктах общественного питания.
  • Из-за того, что на велосипедах «Турист» в штатной комплектации нельзя крутить педали на крутых и затяжных подъёмах, надо ставить дополнительно передний переключатель и большие задние звёздочки.
  • Нужно иметь специальную велоодежду, велоснаряжение и т.д.
  • Для более сложных походов нужно больше тренироваться.